Третий Рим Строительное приключение итальянцев в России

Третий Рим. Строительное приключение итальянцев в России

Константинополь лежал под турецкой пятой. Неформально, но Москва становилась центром православия и православной культуры. Второй супругой московского государя стала византийская принцесса, племянница последнего византийского императора Софья Палеолог. Венчание состоялось в ноябре 1472 года, приметного еще и тем, что в это время в Московском Кремле началось бурное строительство. Из Византии пришли и вера, и храмовое зодчество — а теперь еще родство с императорским домом и двуглавый орел в качестве герба. Третий Рим — и третья по счету столица страны должна были выглядеть достойной этого имени.

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите. Кому строить главный собор страны?

Успенский собор, выстроенный еще в 1327 г. при Иване Калите, обветшал и грозил развалиться. Что делать: мастеров, способных строить грандиозные храмы, на Руси не хватало: учителей увели в Орду, а нынешние мастера могли, как правило, браться только за небольшие домовые церкви. Может быть, потому недолго стояли многие каменные строения, возведенные в XIV веке? В 1472 г.  псковские зодчие Кривцов и Мышкин разобрали прежний одноглавый белокаменный храм и принялись возводить стены. Но то ли действительно случившееся в Москве в 1474 г. землетрясение, то ли, как рассудили эксперты, приглашенные также из Пскова, известковый раствор оказался жидковат, но стены собора, еще не схваченные сводами, рухнули. И осторожные псковичи второй раз взяться за дело не рискнули.

Софья, прибывшая в Москву с большой свитой, включая дипломатов, ученых, писателей, богословов и даже архитектора, вошедшего в русскую историю под именем Антона Фрязина, уговорила мужа пригласить в страну итальянских архитекторов, из когорты тех, кто прославил эпоху Возрождения. Правда, к европейским мастерам в стране относились настороженно: истоки вдохновения они черпали в античности, которую в православной Руси считали выражением языческой культуры древних Греции и Рима. Основным материальным ресурсом европейского Ренессанса стали доходы бурно растущих, не зависимых от феодалов городов, купечества — развивавшего торговые связи, которым претят границы с таможнями и менялами, разбогатевших вельмож и Ватикана.

Объединение же Руси происходило не на экономической, а на политической почве, в ходе борьбы за независимость от Орды. XIV век дал стране имена Алексия Московского, Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, Стефана Пермского, вместе с которыми вспоминают Феофана Грека, Даниила Черного и Андрея Рублева. К подвигу и самоотверженности таких людей обращался русский человек, ища для себя и нравственную опору, и пример для подражания. К небу возносились новые, хоть и небольшие соборы, расписанные фресками, зовущими к духовному возрождению, дающими свет надежды.

Наступившую за ними эпоху порой называют Русским Предвозрождением. Мастеровые русичи всегда с интересом перенимали умение заморских архитекторов и иконописцев, умело привнося в них нечто свое, и традиционное, и неповторимое. А приглашенные строить иностранцы, зорко опекаемые священноначалием, стремились прежде всего следовать русской православной традиции, идущей от времен Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского. Выбор великокняжеского посланца пал на известного итальянского зодчего Аристотеля Ридольфо Фиораванти. И тот, прибыв в Москву с сыном и слугой, немедленно приступил к демонтажу развалившегося собора.

Тернистый путь итальянского гения

Талантливый архитектор родился в 1415 г. Дед, дядя и отец Аристотеля тоже были зодчими. Их артели успешно строили храмы и дворцы в Болонье. Набравшись опыта в семейном деле, двадцатилетний Аристотель, изучивший вместе с зодчеством и инженерную науку, стал отливать колокола, а заодно и разработал приспособление, позволившие поднимать их на высокую башню. В 1425 г. он сумел за несколько дней передвинуть на 15 метров колокольню церкви Санта Мария Маджоре, чем привел в восхищение отцов города, даровавших ему большие привилегии.

Аристотель продолжал развивать успех в передвижке зданий, пока однажды не рухнула перемещенная им на новое место колокольня в Венеции. Были жертвы, и мастер поспешил ретироваться. Он строил Пармский канал, мосты через Дунай, работал в Милане у герцога Сфорца, а потом вернулся в Болонью, где неожиданно был обвинен в чеканке фальшивой монеты. Судя по всему, разносторонне одаренный Фиораванти действительно интересовался монетным делом, и умение свое применил уже при дворе московского государя. Мастеру удалось оправдаться, но привилегий его лишили, и он оказался подобным витязю на распутье — а было ему уже шестьдесят лет. Встреча с русским дьяком Семеном Толбузиным была как нельзя кстати, и контракт подписали.

Удивленные москвичи с интересом наблюдали, как при помощи...






АрхитектураБизнесВластьЖКХИнтерьерНедвижимостьНовостиРазноеСтройматериалыТехнологии

Третий Рим. Строительное приключение итальянцев в России | Яна Рудковская живет как леди

Третий Рим. Строительное приключение итальянцев в России | Дорожное строительство, как брак по расчету: и развод неприемлем, и совместная жизнь полна разногласий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *