Какой национальности ваш ландшафт

Какой национальности ваш ландшафт?

В Москве прошел XXI Международный фестиваль «Зодчество-2013»
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

В Москве в выставочном комплексе «Гостиный двор» 23 и 24 декабря прошел XXI Международный фестиваль «Зодчество-2013». Организаторы обозначили его тему как «национальный ландшафт». Но чаще в устах организаторов звучало «русский национальный ландшафт».

На пресс-конференции перед открытием фестиваля смысл этой темы обозначили как стремление решить проблему утраты российской национальной идентичности в городской среде. Собственно, на это были нацелены и представленные на фестивале проекты участников. Этому же был посвящен «кураторский манифест», который был обозначен в так называемой «кураторской зоне».

Встречают по… кураторской зоне

Первое, что видел «всяк входящий» в выставочный зал Гостиного двора, где разместился нынешний фестиваль — длинный и весьма широкий серый мрачный коридор, ведущий через весь «двор» от одного входа до другого. На серые стены местами проецировались полупрозрачные изображения разных зданий и городских ландшафтов. Посередине красовался огромные матерчатый шар (не вполне понятно, что означающий), а поодаль — черные прямоугольные колонны, в небольшие ниши которых были вмонтированы миниатюры храмовых зданий белого цвета. Все это навевало ощущение чего-то траурного.

 Как пояснила на пресс-конференции куратор фестиваля Ирина Коробьина , это должно было символизировать стены бетонных зданий в современных городах и отражать неоднозначное состояние нынешней отечественной архитектуры. И правда, где-то посередине разместился «куб», собранный из псевдо «железобетонных» панелей (на самом деле из пластиковых), в котором воссоздали интерьер малогабаритной квартиры с читающей книгу бабулей внутри. И, собственно, все. Не считая газона из искусственной травы, да сколоченных из фанеры скамеек (на которых в тонких платьях садиться не следовало, дабы платье не попортить).

Идея «кураторского манифеста» проста и незамысловата: мол, погрязли в бетонной серости, а от природы остались только скамейки, на которые извели последние березки, да местами зеленая травка.

Только вот надо ли было на выражение столь несложной мысли тратить примерно третью часть экспозиционной площади, причем такой недешевой, которая находится в самом центре Москвы? При этом все остальные экспоненты были скрыты за этими громадными серыми стенами, и чтобы их увидеть, нужно было заходить сквозь извилистые коридоры-лабиринты. А может, просто экспонентов было мало, вот и решили превратить самую главную часть экспозиции в серый коридор? А может, их как раз потому и было мало, что не захотели располагаться по скрытой от глаз посетителей периферии? Но то, что их было меньше, чем на предыдущих фестивалях, было понятно без подсчетов. Равно как и в зоне детской экспозиции было представлено гораздо меньше детских школ и студий, чем даже на не очень удачном прошлогоднем «Зодчестве».

Собственно, я столь подробно «распространяюсь» на эту тему именно потому, что президент САР Андрей Боков обратился к журналистам на пресс-конференции с предложением высказать свое мнение об экспозиции нынешнего фестиваля. И, честно сказать, на фоне сладко-хвалебных откликов коллег из архитектурно-градостроительных изданий, не хотелось быть тем мальчиком «во всем коричневом», который портил бы всем настроение на школьном утреннике. Но теперь утренник позади и можно испортить. Что называется, во благо будущего. Нынешнее оформление фестиваля просто ужасное. Причем от фестиваля к фестивалю оно становится все хуже. Что будет на следующем — посмотрим.

Как «подстричь» архитектуру?

Одно логично вытекает из другого. И очень похоже, что столь неудачное (с моей точки зрения, с которой, кстати, были согласны некоторые маститые архитекторы, с которыми удалось поговорить «в кулуарах», и которые, вероятно по тем же причинам, что и я, не озвучили свое мнение публично) оформление связано с той самой темой, которой это оформление подчинили.

Потому что сама тема — «национальный ландшафт» — выглядит как-то надуманно. Пытаясь прояснить для журналистов, что кроется за этой фразой, Ирина Коробьина , директор Музея Архитектуры им. Щусева и куратор фестиваля, сказала примерно следующее: национальный ландшафт страны формируется ее архитектурой. Родные березы и осины мы можем увидеть и в Канаде и в Финляндии, но когда мы видим церковь Покрова на Нерли, видим Собор Василия Блаженного, когда мы видим Адмиралтейство в Питере, мы понимаем, что вот она перед нами, Россия.

Про церковь и адмиралтейство — понятно. Ну а дальше? Ведь не из храмов и адмиралтейств состоит наша страна. Что же это все-таки такое — «национальный ландшафт»?

Признаться внятного ответа, в том числе о...






АрхитектураБизнесВластьЖКХИнтерьерНедвижимостьНовостиРазноеСтройматериалыТехнологии

Какой национальности ваш ландшафт? | Закажите шторы, подушки и покрывала в Togas Couture Interior в сентябре, чтобы их сшили бесплатно

Какой национальности ваш ландшафт? | Серебрянка: работы в разгаре

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *